Марьсергевна (dissomnia) wrote,
Марьсергевна
dissomnia

Category:

Когда врач становится пациентом

Среди пациентов распространено убеждение, что врач по умолчанию - счастливчик, которому удается избегать контакта с неприветливой системой российского здравоохранения. Если хоть раз в жизни человек надевал белый халат, это, по мнению большинства, является универсальным пропуском в кабинет врача в любой ситуации: будь то необходимость подписать бумажки для садика ребенку или надобность полечить заболевшее горло.

"Конечно, вам легко говорить о нашей медицине хорошо, вы ведь с ней не сталкиваетесь - просто звоните кому надо и вас принимают," - так рассуждают в комментариях многие читатели этого блога.



Врачи не очень любят распространяться на тему "как я был пациентом", что еще больше укрепляет пациентов во мнении, что для докторишек существует отдельная, комфортная и эффективная, медицина.

На самом деле, все это цветистые пациентские фантазии. Правом ломиться в любую дверь с криком "Я медработник!", широким жестом разрывая халат на груди, наделяют себя разве что санитарки. Бывшие. Медсестры и врачи, скорей всего, будут сидеть в общей унылой очереди, никак не показывая свою принадлежность к племени людей в белых халатах и хирургических костюмах.

Комплекс Бога, или почему нету хуже сволочей...

Известная поговорка про "нету хуже сволочей, чем среди врачей" не лишена основания. Когда год за годом находишься внутри системы, досконально изучаешь, как все это работает и находишься в курсе немалого количества существующих косяков, логично, что в шкуру пациента становится влезть ой как непросто.

Врач привык нести ответственность за десятки пациентов каждый день. Логично, что ответственность за собственное здоровье или здоровье своего ребенка передать в чужие руки представляется невозможным: хочется контролировать каждый шаг того, кто лечит. Иными словами, непросто снять докторский белый халат и надеть пациентские бахилы.

И он, этот самый белый халат, появляется в любой непонятной ситуации и становится причиной раздоров и конфликтов с коллегами, когда один находится в роли пациента, а другой - врача.

Не дай бог в этом бою столкнуться стороннику доказательной медицины и представителю старой школы. Еще хуже, если в пациентах у молодого врача оказывается опытный доктор - как тут признать авторитет младшего коллеги, пусть даже специальность у него другая? Источником раздоров может стать даже стиль общения: если лечащим врачом педанта и зануды вдруг оказывается балагур и шутник, до жалоб в Горздрав и увлекательных клинических потасовок с привлечением главного врача больницы - совсем недалеко.

Братство белых халатов

Врачи - обычные люди. Среди них есть смелые и стеснительные, гуманисты и мизантропы, болтуны и немногословные, фанаты своего дела и выгоревшие специалисты... Именно поэтому сказать, что абсолютно у врачей есть чувство принадлежности к одной профессии и безусловное желание всегда помогать коллегам, нельзя.

Однако в большинстве случаев оказывается так (это справедливо и для обычных пациентов, но по отношению к врачам в роли больных это проявляется особенно ярко): чем ниже статус медработника, тем мерзее он себя ведет по отношению к доктору, по воле случая оказавшемуся в роли пациента. Иными словами, если доктор угодил в приемное отделение и на него с ходу начали орать: "Чо приехал, тыжврач, езжай домой обратно и лечись сам," - можно быть уверенным, что это санитарка или медсестра. Врач приемного, скорее всего, будет как минимум вежлив и корректен. Я не знаю, каким образом на людей влияет высшее медицинское образование, но факт того, что оно дает человеку возможность представить себя в аналогичной ситуации и потому вести себя адекватно ситуации, налицо. Санитарки и некоторые медсестры, похоже, считают, что вместе с местом работы они получают пожизненный иммунитет ко всем болезням.

В общем, братство белых халатов есть, и это один из немногих ништяков, который отличает врача от обычного пациента, когда он оказывается на больничной койке.

Немного историй

История первая, удивительная. Однажды в инсультном отделении, где я работала, оказалась терапевт - с диагнозом "транзиторная ишемическая атака". Врачи тоже люди, стрессы, переутомление, наследственность, может, курит еще - такой была моя первая мысль, когда я начала выяснять анамнез пациентки.

Но реальность оказалась куда необычней предположений. Пациентка без тени смущения сообщила, что да, гипертонической болезнью страдает, но давление регулярно не измеряет и гипотензивные не пьет. То есть пьет, когда совсем плохо. По ситуации.

На мой вопрос, назначает ли она своим пациентам-гипертоникам гипотензивную терапию и настаивает ли на необходимости постоянного приема этих препаратов (с постоянным контролем давления и при необходимости - коррекцией дозы таблеток, разумеется), она ответила утвердительно. А на вопрос, в чем отличие ее гипертонии от пациентской, внятно ответить не смогла...

Уговаривали ее постоянно принимать гипотензивные всем отделением. Почему-то мне думается, что успех этого мероприятия был сомнительным...

История вторая, смешная (от однокурсницы eklampsia). Если в городе есть медицинский университет, можно не сомневаться, что отношения между коллегами одного возраста будут особенно теплыми. Нередко оказывается, что роды у тебя принимает одногруппник, анестезиолог - однокурсник, в общем, серьезное событие в жизни каждой женщины превращается в филиал встречи выпускников.




История третья, типичная. Мой разговор с подругой с песочницы, ныне педиатром.

- Привет, мы с ребенком загремели в больницу с ложным крупом и обструктивным бронхитом. Ему сделали преднизолон, сразу все снялось, температура норм, почти не кашляет, дышит хорошо. Преднизолон продолжают колоть - уже третий день. Это нормально вообще?
- Да они ох**ли. Кортикостероидами снимают только острый приступ, дальше антибиотики только.
- Ок, пойду отменять.

На самом деле, главный ништяк профессии врача, когда он оказывается в роли пациента - даже не хваленое клиническое мышление, которое так старательно и бережно культивируют опытные преподаватели медвузов у своих подопечных, хотя именно оно позволяет хотя бы немного сориентироваться в любой непонятной ситуации.

Главный бесценный ништяк - это дружба с докторами разного профиля: им можно позвонить в любое время дня и ночи, и они непременно успокоят, обнадежат, дадут совет и поддержат.



Tags: больничное, размышления на тему
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 1 000 tokens
***
...
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 45 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal