Марьсергевна (dissomnia) wrote,
Марьсергевна
dissomnia

Categories:

Лора Джейкобс, «Небесные создания»

Книга Лоры Джейкобс — личный взгляд на балет. Название обманчиво: кажется, будто нас сейчас научат смотреть «Лебединое» отстраненно, объективно, может, даже профессионально. Но...

На самом деле, эта книга о том, что балет — всегда волшебство. Все, что вы можете — открыть ему свое сердце и позволить истории, которую рассказывают музыка и танец, увлечь и очаровать вас. Неважно, смотрите вы свой первый балет в концертном зале провинциального городка, где перед началом на полу растягивают специальное покрытие (главное, не сидеть в партере — топот будет немыслимый), или в десятый раз по семейной новогодней традиции пришли в Большой на «Щелкунчика». Неважно, балетный критик вы или пятилетняя девочка. Балету все подвластны. Зрительский опыт, уровень доходов, степень искушенности едва ли имеют значение.



Эта книга поможет лучше разбираться в том, что происходит на сцене. Вы узнаете, чем арабеск отличается от аттитюд, а па-де-де — от па-де-сёль. Вы убедитесь, что в балете нет места импровизации, а за трепетом и волшебством стоит техника (впрочем, вы и так это наверняка знали).

Вы пройдете краткую историю балета и посмотрите на известных танцовщиц и танцовщиков будто на расстоянии вытянутой руки — как на обычных людей, а не небожителей.

В этой книге много личного, субъективного, живого — и в том ее прелесть.

Хотя, на мой взгляд, она не лишена недостатков. Гомосексуальность Чайковского, к примеру, объявляется автором как общеизвестный факт. Хотя сотрудники музея Чайковского в Москве не разделяют уверенности автора и говорят, что у нас есть только неоднозначные сведения, а письма и документы можно трактовать как угодно. Петр Ильич был знатный ипохондрик и трудный в общении человек — это мы знаем наверняка. Все остальное великий предпочел скрыть от обывателей. А потому вряд ли одобрил бы столь вольные интерпретации своей жизни.

В книге немало опечаток — редакторская работа тоже далеко не блестящая. И иллюстрации. Они выглядят как дебютная работа молодой художницы — и это, увы, полный провал. Ее коренастые, крепенькие балерины напрочь лишены мышечного рельефа, легкости, грации и выворотности, Нуреев похож на садового гнома, в общем, не задерживайтесь на вкладке с иллюстрациями, чтобы не портить себе впечатление.

Но все-таки эту книгу стоит читать, потому что она вдохновляет. Автор знает и искренне любит балетную жизнь, несмотря на все ее трудности. Она каждый раз очаровывается действием, что происходит на сцене. И это магически действует на простого читателя вроде меня, заставляя с нетерпением ждать открытия концертных залов, чтобы забронировать на декабрь три билета на «Щелкунчик» и посмотреть, что будут давать осенью в РАМТе и Кремле.
Tags: балет, книги
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 1 000 tokens
***
...
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments