Марьсергевна (dissomnia) wrote,
Марьсергевна
dissomnia

Categories:

«Я самая лучшая»: почему самовнушение не работает

Френдесса написала классный пост о том, что нас воспитывают победителями. Нет другого места, кроме первого. Нет иной оценки, кроме пятерки. Быть лучшим — нормально. Быть средненьким позорно.

Воля к победе — хорошая штука. Я с детства ужасно азартная и соревновательная. Олимпиада по биологии? Участвую. Прыжки на скорость в школе фигурного катания? Сдохну, но буду прыгать как заведенная. И это как будто бы хорошо. Особенно в нашем мире успешного успеха. Соревновательность дает иммунитет к страху проиграть.



Вот только есть одна проблема.

Страх проиграть никуда не девается. Он трансформируется в психологическую защиту отвратительного свойства. Вместе с духом соревновательности растет убеждение «я-лучши-всех». Эта штука создает иллюзию, будто достаточно боевого запала, чтобы всегда побеждать. И будто нет объективных причин для проигрыша вроде более сильных соперников или твоей недостаточной подготовки. «Я лучши всех», просто судьи попались плохие. «Я лучши всех», просто соперник играл нечестно. Как только я ловлю себя на подобных рассуждениях, приходится мысленно отбирать у себя золоченую медальку из папье-маше «я лучши всех». Потому что медалька эта ненастоящая. А жить мешает очень.

Этот мир полон людей, которые красивее, умнее и сильнее меня. Такая мантра здорово помогает избавиться от противной убежденности, что надо непременно победить. Победить — классно. Но просто поучаствовать тоже полезный опыт. А занять последнее место — и вовсе драгоценная практика смирения. И возможность оценить фронт работ над собой на будущее.

Скромность снижает градус невротизма, неуверенности в себе, тревожного ожидания, получу я свою золотую медальку или утешусь тем, что «победила дружба». Поэтому мне кажется, что честная и ежедневная работа над собой — понемножку, маленькими шагами, чтоб не выгореть, — намного лучше помогает чувствовать себя хорошо, чем повторение всяких аффирмаций типа «я богиня и весь мир у моих ног.»

Недавно прочитала об исследовании, в котором показано: девочки чаще испытывают чувство вины. Это связывают с высоким вниманием к деталям и желанием учесть каждую мелочь. Среди девочек больше перфекционисток. А это значит, что воображать себя на вершине Олимпа и лезть туда любыми способами может оказаться не так хорошо, как принято думать. Это повышает уровень тревоги. Поэтому пусть идет как идет. Иногда разумнее не рваться из зоны комфорта, а сознательно туда вернуться, налить себе чаю и устроиться с кошкой на коленях.
Tags: психология, саморазвитие
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo dissomnia april 15, 2015 18:06 94
Buy for 100 tokens
У врачей есть одна тайна, и я о ней сейчас расскажу. Ежедневно десятки пациентов приходят к нам с одним и тем же вопросом, который задают на разный лад, но суть от этого не меняется. Они стучатся в профили социальных сетей, пишут на почту, оставляют комменты в жж и даже являются на прием - как…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 55 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →