«Какое вы имели право читать пациентке лекции о вреде курения,» - негодуют в комментах к моей статье. «Она курит и имеет право курить хоть до, хоть после вашего приема.»
Она, конечно, право имеет.

За десять лет работы я видела разных пациентов. Они курили не только перед приемом, но и в палате среди инсультных больных, а также рядом с кабинетом завотделением. Бывали выводимы охраной. Я видела пациента, который позвал к себе в палату друга и не скрываясь от медсестер, там же с ним напился до чертей. Когда я зашла в палату и спросила wtf, собственно, происходит, он сказал: «Иди-ка на***.» Впрочем, анализ крови на алкоголь немедленно, визит полицейского и завотделением на следующий день заставили его сменить дискурс на жалостное «простити» под дверью ориднаторской. Я видела много разных пациентов.
Я точно знаю одно: если пациентка раз за разом сшибает меня с ног ароматом сигарет, не обращая внимания на вежливую просьбу не курить перед приемом, она не заинтересована в выздоровлении. У нее на это может быть тысяча причин: ей просто нужен больничный лист, чтобы съездить отдохнуть, или у нее вторичная выгода — когда болит спина, можно не готовить на всю семью, не мыть гору посуды и не делать уроки со старшеньким, или у нее включаются психологические защиты, например, отрицательная проекция («эта докторица похожа на мою соседку Нинку, небось такая же стерва») иди положительная проекция («ох, на мамку мою похожа, такая же строгая. Никогда мамку не слушалась и ее не буду слушать, припарки поделаю, как соседка советовала.»).
Иногда истории пациентов бывают драматическими. Достойными сочувствия. Иногда — являются продолжением особенностей личности пациента и никак не связаны с жизненными неурядицами или болезнью. Это неважно.
Важно то, что эта игра не имеет ничего общего с нормальными отношениями «врач-пациент». Я стану в этой игре кем угодно: материнской фигурой, козлом отпущения, злой тетей, убийцей в белом халате, но только не человеком, который понимает, как решить проблему и чьи рекомендации имеет смысл выполнять.
А потому мои рекомендации будут короткими и формальными. А запись в карте — обстоятельной и подробной.
Среди пациентов регулярно оказываются люди, которые пришли не за лечением. Они не виноваты. У каждого из них своя история.
Но это не значит, что врач обязан быть объектом психологических игр. И потому — запах сигарет от пациентки иногда говорит врачу о многом. И просьба не курить перед приемом отчасти имеет диагностическое значение.
Впрочем, пациентка об этом никогда не узнает.
Journal information