Марьсергевна (dissomnia) wrote,
Марьсергевна
dissomnia

В фейсбуке попалась чудесная картинка: теплый летний день, корзина для пикника, на траве сладко дремлет человек, накрыв лицо книгой. Рядом - крекеры, сыр, бутылка вина. Кажется, будто художник нарисовал чувство безмятежности, тягучую патоку летнего времени, запах травы и шум деревьев. Тысячи лайков, умиление и восторг.



Я тоже на минуту поддаюсь всеобщему хюгге-единству. Потом взгляд падает на штопор. Вино в жару? От двух глотков голова тяжелеет. Крекеры - соленые слишком, не люблю. А книга, наверное, интересная - человек и сам не рад, что задремал. Выпил бы чаю и продолжил читать. Или слушать шелест листвы.

Но чай не ассоциируется с пикником на траве. Добавьте на картинку термос - и образ, который вызывает положительные эмоции, рассыплется. А вино и два бокала - другое дело. Да какая разница, что от вина в жару делается плохо? Настроение же передано верно!

Мы очень внушаемы. Этим пользуются рекламщики, создавая подобные узнаваемые образы - они считываются за секунды и действуют на эмоции, будто минуя разум. Мы ставим лайки, нажимаем кнопку «купить», пишем эмоциональный комментарий - и все это «не приходя в сознание».

Покупаем торт, чтобы отметить День Рождения. Хотя никто уже не любит чертов торт, да это же хлеб со сладким маслом, помилуйте. Но отмечать праздник мандаринами и яблоками как-то не принято. Нарезаем оливье на Новый год - он прокисает потом в кастрюле на третий день, потому что никто не ест это майонезное чудовище. Идем обедать, потому что наступил обеденный перерыв на работе, а не потому, что голодны. Умиляемся рекламе бритвенных станков, потому что там показывают, что демонстративная маскулинность - это плохо. То, что реклама рассчитана на феминисток и путем нехитрых эмоциональных манипуляций склоняет их делать свою внешность ближе к конвенциональной, как-то ускользает за яркими образами.

Мне кажется, жизнь на автопилоте - это всеобщий диагноз.

«Горожане, измученные стрессом, скукой и скроллингом новостей, наконец-то могут воспользоваться «новейшими достижениями коучинга» и «последним словом в психологии личностного развития»: их ждет всеисцеляющий майндфулнес.» - иронизирует популярный психолог Андрей Курпатов. Высмеивая осознанность как тренд, Андрей занимается тем же самым, что и многие люди, которые очень хотят нам что-то продать. Он привлекает внимание противоречием, отрицанием очевидного, сообщает читателю, что у каждого первого нынче синдром дефицита внимания с гиперактивностью, и вот завороженный читатель замирает, как олень на шоссе в прямом свете автомобильных фар, и начинает соглашаться - а и правда, ишь, придумали модные коучи новую игру в осознанность, вот же дебилы, то ли дело Андрей - кстати, он напоминает нам, что написал такую и вот такую книгу, а его новый курс можно купить вот тут.

Так происходит скандальное разоблачение осознанности, торжество разума отдельно взятого психолога. Будьте осознанными, друзья, откажитесь от осознанности, говорит нам господин Курпатов.

Вино в жаркий летний день - это очень мило. Панкреатит, поди прочь. Ты не из этой серии продающих образов.

Есть на завтрак йогурт с тонной сахара или нутеллу на белой булке - это правильно и так по-семейному. Смотрите, как все улыбаются, какая чистая у них кухня, какие все стройные и белозубые. Поди прочь, нарушение толерантности к глюкозе, тебя не было в сценарии этой чудесной рекламы.

Осознанность - это суета гиперактивного ума.

Война - это мир.

Свобода - это рабство.

Незнание - сила.

Погодите, где-то это уже было, нет?

#оруэлл #1984
Tags: #1984, #оруэлл, осознанность
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 1 000 tokens
***
...
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments