Марьсергевна (dissomnia) wrote,
Марьсергевна
dissomnia

Categories:
Чуть-чуть наблюдений о врачах функциональной диагностики в России.

Первичная специализация врача по функционалке длится 4 месяца. Разумеется, вы ничерта не запоминаете, даже если ходите на все лекции. К концу обучения у всех личинок функциональщиков случается обязательная истерика - цикл кончается, брезжит получение сертификата, аппарат стоит и манит своим новым блестящим боком, пациенты уже записаны на 2 месяца вперед, а понимания как работать у доктора как не было, так и нет. Но к концу цикла преподаватель открывает главный секрет профессии.

Он звучит так: не ссы, новичок. Читай, работай, держи книгу под рукой, читай вместо сна, перечитывай в минуты сомнений, работай добросовестно и скромно, и через год ты начнешь что-то понимать. С каждым годом ты будешь опытнее. Года через три придет спокойная уверенность в том, что ты делаешь.



И вот идет второй год моей неуверенной работы в функционалке. За это время я прочитала по ЭЭГ все, что доступно в сети и все, что можно заказать в России из учебников. И когда мне предложили поучиться ЭЭГ в Иваново, я с радостью уцепилась за эту возможность, чтобы спросить все, на что не нашла ответов в литературе. Потому что знать наизусть учебник Зенкова - это вообще ни разу не секрет успеха.

И тут начались удивительные открытия.

У всех моих коллег по этой пятидневной учебе нет первички по функциональной диагностике, но аппараты ЭЭГ уже закуплены. Доктора при этом стерильны. Они вообще не знают ни-че-го. Обучение по электроэнцефалографии длится 5 дней. Потом доктора поедут домой с сертификатами по повышению квалификации и начнут работать.

На лекциях рассказывают азы, которые есть в любом учебнике.

Когда преподаватель предлагает задавать вопросы, его спрашивают примерно такое: "А вы не могли бы рассказать, в чем отличия взрослой и детской ЭЭГ?"

Это примерно как если кардиолог придет на пятидневные курсы по судебной медицине и заявит: "Я через неделю собираюсь у вас работать, не скажете в двух словах че вообще надо делать с этими трупами, а то я чет не в теме совсем?"

Отличий детской и взрослой ЭЭГ дофига. То, что у взрослого патология, у ребенка может быть нормой. Или нет - зависит от года жизни. Про это написаны тома. Объяснить это за два часа на пальцах стерильному доктору нереально.

Но некоторые мои коллеги уверены, что их должны за эти пять дней научить с нуля всему. Вложить в их головы знания. Сделать специалистами.

И вот я второй день подряд слушаю, как моих коллег учат отличать жопу от пальца и думаю: "А чо, так можно было?" Не, серьезно. Чо, можно было ничего не читать, не вникать самой, не ждать, пока появится в наличии очередной учебник, чтоб его заказать, а просто приехать на кафедру к седовласому профессору, сесть на стульчик и сказать вальяжно: "Ну эта, че, учите меня. У вас есть пять дней."

А думаю я вот что. Никто врача не научит ничему, пока он не будет учиться сам. Каждый день. Нейронные связи не образуются за час. И чтобы поднатореть в ЭЭГ и любой другой теме, нужна хорошая теоретическая база и насмотренность. Время, книги, время, усилия, статьи, подсказки коллег, время и собственный опыт, сухая теория и картинки из атласов.

Но уровень незамутненнности "а объясните мне по-быстрому, че тут у вас главное вообще" - это системная проблема, которую я вижу вообще везде. Шпагат за два занятия, первичная специализация по ЭЭГ за 72 часа, техника пейзажа акварелью за три часа - бешеная популярность у этого всего сейчас. У людей мало времени и масса информации вокруг. И есть у многих наивная вера в то, что можно ничерта не делать, все сделают за тебя - научат, дадут, как по волшебству. Так и получаются дикие заключения ЭЭГ, "эпилепсия" там, где ее нет и прочая шляпа.

В общем, врач сегодня может получить право заниматься ЭЭГ через 72 часа от момента, как ему впервые покажут, как выглядит альфа-ритм. Такие дела. Поэтому если вы как пациент столкнетесь с необходимостью пройти это исследование, сразу просите полную распечатку кривых. На случай, если вам понадобится второе мнение. А оно, блин, в этой реальности скорострелов от функциональной диагностики может понадобиться.
Tags: функциональная диагностика, эпилептология
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 1 000 tokens
***
...
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments