Марьсергевна (dissomnia) wrote,
Марьсергевна
dissomnia

Category:

Врачи в соцсетях: могут ли они помочь?

"Позвоните мне по скайпу, у меня несколько вопросов по моей болезни," – такое деловитое сообщение отправила мне незнакомая женщина.



Субботнее утро. Я в отпуске. Сижу на скамейке в парке, смотрю на ярко-синее небо и столетние деревья, почитываю книгу. Рядом муж. Неподалеку носится по травке мой сын. Идиллия. Если б не очередная бесцеремонная попытка проникнуть в мое личное пространство, несмотря на то, что в соцсетях указано, что онлайн я не консультирую.

Эра личных блогов многое поменяла в отношениях между врачом и пациентом. Доктора рассказывают о своих трудовых буднях, ведут просветительскую работу, выкладывают ежедневные зарисовки из жизни. Это помогает врачу иначе смотреть на неоднозначные жизненные ситуации, посмеяться над собой (но ни в коем случае не над пациентом), отвлечься от бумажной рутины, найти друзей среди коллег.

Но пациенты видят все иначе.

Назвался врачом – изволь помогать. Подал голос – будь добр отвечать на вопросы, консультировать. Так думают некоторые пациенты, которые открывают страницу незнакомого им доктора. Врач незнакомый, но болезнь-то знакомая, до боли знакомая! Это создает иллюзию близости с чужим человеком в белом халате. Он наверняка добрый, раз выбрал помогающую профессию. И у нас много общего, думает пациент – целая болезнь!

Так возникает печальная ситуация: врачу начинают непрерывно сыпаться от далеких и незнакомых людей запросы, претензии, требования, панибратские замечания и даже истории болезни. Все они пропадают без ответа, оставляя пациента в обиде, растерянности и искреннем недоумении. А доктор вдруг понимает, что «врачи без границ» – это теперь не официальная международная неправительственная организация, а повседневная реальность для каждого медработника, который решился выйти из тени в сети Интернет.

Тот факт, что врач имеет право жить своей жизнью, окончательно растворяется в водовороте пациентских эмоций. Больному страшно. Ему кажется, что он наедине с болезнью и вообще, один такой на белом свете. А образ доктора из Интернета, который спокойно и уверенно рассказывает о его недуге, внушает надежду и доверие. И кажется, будто врач не просто обязан помочь, но даже и рад будет это сделать – ведь выбрал же он когда-то помогающую профессию! Ведь любой клинический случай ему должен быть интересен! Ведь он и клятву давал...

Порой болезнь накладывает отпечаток на психику пациента. Поэтому психиатрам и неврологам, которые решили вести странички в соцсетях, приходится непросто. Сниженная критика к своему состоянию и ситуации, навязчивость, невозможность контролировать свои эмоции, сильная тревога – вот лишь несколько проявлений болезни, которые могут сделать незапланированное, пусть даже и непродолжительное общение с больными, невыносимым.

Врачи работают. Потом снимают халат, выключают рабочий телефон и отправляются домой, к семье. Гуляют в парке. Едят пиццу. Пьют вредный лимонад, где слишком много сахара с точки зрения Всемирной организации здравоохранения. Делают с детьми уроки. Обнимают родных. Занимаются спортом. Смотрят легкомысленные комедии. И на время забывают, что они давали клятву врача. Потому что им надо успевать жить свою жизнь, где они – не только медики, но также и мамы или папы, сыновья или дочери, а еще покупатели в супермаркете, ученики у тренеров, а иногда и вовсе – больные на приеме у врача.

Соцсети окончательно стирают границы между личным и профессиональным в глазах пациентов. Но можно ли назвать незнакомого человека, который спокойно и уверенно требует у врача помощи – не делом, но информацией, – пациентом?

Пациентом человек становится тогда, когда попадает в поле зрения врача в реальности, в условиях амбулаторного приема или в стационаре, в машине скорой помощи или на улице. Пациент – это тот, кто записался и пришел на прием. Или не записался, но пришел с неотложной проблемой. Или не пришел, а его привели под руки, или даже принесли коллеги по работе – случается и такое. Или человек вдруг упал на улице – и тогда оказать первую помощь необходимо.

Люди, которые приходят в Интернет, чтобы просить, требовать и настаивать на помощи врача, приглянувшегося им по фото, как правило, не пребывают в угрожающем жизни состоянии. Иначе телефон скорой был бы уже набран.
Такие люди хотят помощи – но только такой, какой они ее себе воображают, что часто отличается от общепринятых в официальной медицине стандартов лечения. Одни хотят психологической поддержки в любое время суток. Другие жаждут чуда: чтобы доктор по ту сторону экрана "отменил" страшный диагноз, или опроверг "неподходящее" лечение. Третьим важно просто поговорить с "модным" врачом, у которого много подписчиков в соцсетях, чтобы потом при случае намекнуть окружающим на свои обширные связи в мире медицины. Этих людей объединяет одно: у каждого, кто настойчиво просит у специалиста информационной или психологической поддержки в интернете, есть уверенность в своей правоте. Им кажется, что само присутствие врача в соцсетях – молчаливое согласие на консультации, и доктор как бы приглашает всех желающих рассказать о своих проблемах.

Это, разумеется, не имеет ничего общего с реальностью. Личных драм, сложных случаев, ощущения своей нужности доктору хватает с избытком в реальности. Редкий специалист ставит своей целью привлечение новых пациентов: как правило, их и так больше, чем врач может принять.

читать дальше...
Tags: sunmag
Subscribe

Buy for 1 000 tokens
***
...
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments